Фотоистория кирпичного завода 60-х

На заводе «Царский кирпич» мы сохраняем старые добрые традиции и для процесса формовки используем только ручной труд, как и много лет назад.

Посмотрите одну фотоисторию, посвящённую работе кирпичного завода дистанции гражданских сооружений Омского отделения ЗапСибЖД. Материалы и запасов Музея омских железнодорожников. Фотографии датированы 1960. На фото можно увидеть практически все этапы изготовления кирпича. 

Начинается всё, конечно, с карьера. Там работал многоковшовый экскаватор поперечного копания ЭМ-182. Многие послевоенные экскаваторы этого типа не комплектовались кабиной на заводе и её изготавливали на месте.

Трудился на карьере и обычный экскаватор Э-153 на базе трактора МТЗ-5. Скорее всего, он применялся для профилирования карьера и добычи глины там, куда не дотягивался многоковшовый экскаватор. В отличие от большинства современных экскаваторов этого класса, основным оборудованием Э-153 была прямая, а не обратная лопата.

Экскаватор Э-182 загружал глиной вагонетки-думпкары.

Затем гружёные вагонетки транспортировались в цех с помощью дрезины. Обратите внимание, что у дрезины - широкая колея, а у вагонетки - узкая. Дрезина ТД-5, оснащённая мотоциклетным двигателем, широко применялась железнодорожниками на протяжении многих лет.

Из вагонетки глина ссыпалась в приёмный бункер.

Из бункера она по транспортёру уходила на конвейер. Далее она просеивалась, проходила другие подготовительные этапы и попадала в итоге в пресс.

Выходящая из пресса глиняная прямоугольная "колбаса" нарезалась специальным струнным резаком на кирпичи. Причём занимались этим женщины, вообще на заводе их работало значительно больше, чем мужчин.

Мужикам тоже находилась работа по силам, например, укладка рельсовых путей. Управление машинами и механизмами, а также их починка - тоже мужская работа.

Кирпич-сырец сначала раскладывался на стеллажах для сушки.

А затем подвергался обжигу в простейшей земляной печи.

Готовый кирпич грузили в машины и отправляли на стройки.

На Омском отделении ЗапСиба было минимум два кирпичных завода: на Московке и в Калачинске. Который из них попал в альбом по фото определить трудно.

 Благодарим за материал @mib55.